Благодаря 3D-сканированию и печати в Стокгольмском музее удалось развернуть и исследовать египетскую мумию

Благодаря 3D-сканированию и печати в Стокгольмском музее удалось развернуть и исследовать египетскую мумию

Когда я думаю об исторических музеях, первое, что приходит на ум, — это тусклое, душное старое здание, заполненное витринами и вывесками "руками не трогать". Хотя, возможно, так было несколько десятилетий назад. Сегодня все больше музеев находятся в авангарде технологических инноваций. С помощью методов 3D-оцифровки и моделирования не только стимулируются научно-исследовательские процессы, но и создаются совершенно новые интерактивные и образовательные впечатления у посетителей всех возрастов.

«Medelhavsmuseet» в Стокгольме, Швеция, является одним из таких музеев. Здесь функционирует инновационный проект 3D-оцифровки, который впервые позволяет посетителям лично познакомиться с древними египетскими мумиями. Проект является частью новой постоянной выставки, посвященной Древнему Египту, и знакомит посетителей с цифровым воспроизведением мумии Несваиу (Neswaiu), а также 3D-печатной копией золотого амулета, который был похоронен вместе с ней более 2300 лет назад. Используя интерактивный сенсорный планшет, посетители могут «разворачивать» Несваиу слой за слоем, чтобы увидеть полные фотореалистичные изображения мумии как внутри, так и снаружи и даже подержать амулет в своих руках. Не рискуя разрушить бесценные исторические артефакты, метод 3D-оцифровки позволяет исследователям и посетителям получить новые знания о египетской культуре, не нанося никакого ущерба оригиналу.

Проект функционирует под руководством Шведского интерактивного института ICT в Норрчёпинге, который надеется установить новые стандарты для музеев касательно использования инновационных технологий, благодаря которым посетители смогут знакомиться с древними культурами. "С помощью этого проекта мы надеемся вдохновить музеи работать с 3D-оцифровкой, интерактивной визуализацией и 3D-печатью, которые помогут сделать их коллекции доступными по-новому, - сказал Томас Риделл из интерактивного института. - В этом проекте мы работали с мумиями, но те же методы могут  использоваться для самых разнообразных объектов, таких как исторические природные объекты и другие артефакты".

Чтобы начать процесс 3D-оцифровки, Несваиу, мумифицированный священник из третьего века до нашей эры, был отправлен из музея в Стокгольме в университетскую больницу в Линчепинге. Здесь наряду с несколькими другими мумиями Несваиу был просканирован потоком лучей с двойной энергией сканера Siemens Somatom Definition Flash CT. Радиологи и судебно-медицинские эксперты Центра медицинских изображений и визуализации (CMIV) при больнице разработали специальные протоколы, чтобы убедиться, что мумии охватываются самым точным и тщательным образом. Исследовались не только внешние части тел и аксессуаров, но и внутренние, а также типы материалов, из которых они были сделаны.

Для того чтобы создать наиболее реалистичные и детализированные изображения внешности мумии, было использовано сочетание двухэнергетической компьютерной томографии (КТ) и 3D-фотограмметрии. В то время как традиционная КТ может предоставить информацию о внутреннем содержании, она не дает информации о цвете или поверхности. Чтобы исправить это, лидеры отрасли, компании Autodesk и FARO, совместно работали с целью создания сложных поверхностей, цветов и текстуры мумии, картонажа и саркофага. Данные, собранные посредствам методов фотограмметрии и лазерного сканирования, были обработаны Autodesk ReCap, в результате чего получена текстурированная поверхность с очень богатыми деталями.

Затем полная 3D-модель мумии была объединена в Inside Explorer (инструмент программной визуализации,  разработанный Interspectral).  Inside Explorer - своего рода интерактивный сенсорный стол, который берет объемные данные из КТ и 3D-данные текстуры отсканированной поверхности для того, чтобы создать истинный цифровой облик мумии. Музейные исследователи, преподаватели или посетители могут принимать участие в действительно интерактивном исследовании, которое полностью отличается от традиционных стационарных экспонатов, к которым привыкло большинство из нас. Используя простые мультитач-жесты, как для Ipad, пользователи могут исследовать мумию в целом или увеличить отдельные части, чтобы увидеть мелкие детали. Они также могут разворачивать мумию слой за слоем, чтобы изучить анатомию и захороненные с телом артефакты.

Используя такой тактильный опыт более интенсивно, некоторые из этих артефактов были физически воссозданы с помощью технологии 3D-печати, предоставляя посетителям больше практический ощущений и улучшая доступ к объекту для слабовидящих. Например, золотой амулет в форме сокола, который был захоронен вместе с Несваиу для сопровождения его в загробную жизнь, был сделан с использованием современных технологий  3D-сканирования, 3D-печати и традиционных методов отливки металла.

В то время как настоящий амулет надежно завернут внутри мумии, посетители могут манипулировать 3D-репликами, что позволяет им узнать из первых рук о египетских религиях и верованиях. "Наши новые выставки сосредоточены на человеческом аспекте, предлагая новые перспективы в изучении Египта, -  сказала София Хегман, директор музея. - 3D-технологии оцифровки позволяют описать здоровье и судьбу отдельных лиц, а также древние верования египтянин о загробной жизни".

Например, на выставке говорится, что амулеты, согласно поверьям, передают магические свойства его владельца и что сокол был связан с богом Хорусом, которому поклонялись в то время. Теперь представьте, что лучше - чтение с бляшки, уставившись на картинку амулета, или фактическое касание амулета и чувство непосредственной связи с историей? Я готов поспорить, что почти любой посетитель музея  предпочел бы последний вариант.

История музеев и других учреждений, занимающихся образованием и сохранением, может однозначно получить пользу от использования технологий  3D-визуализации, оцифровки и моделирования. Это не только вдохнет новую жизнь во впечатления посетителей, но и позволит исследователям получить более глубокое понимание древних культур, не повреждая бесценные артефакты.

"Видеть то, как технологии предоставляют нам новые беспрецедентные пути для исследования и получения новых знаний о нашем прошлом, действительно вдохновляет", - сказал Татьяна Дзамбазова из  Autodesk. Она считает, что, поскольку многое из нашего культурного наследия ежедневно теряется из-за стихийных бедствий, войн или просто с течением времени, наша обязанность заключается в том, чтобы воспользоваться доступными технологиями 3D-оцифровки и суметь сохранить и спасти.

Источник


Еще по теме